Для продолжения работы с сайтом необходимо авторизоваться.
Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то сначала Вам нужно зарегистрироваться.
Полная регистрация    Быстрая регистрация
Для доступа к данному функционалу сайта необходимо пройти полную регистрацию.
Если Вы уже прошли полную регистрацию, то Вам необходимо авторизоваться.
Полная регистрация

Новости

Все новости

Статьи

Все статьи

Блог

Все блоги

«Непосредственная фотография»
10.02.2011

«Непосредственная фотография»

В конце 1980-х — начале 1990-х годов фотография претерпела существенные изменения. Перестройка повлияла не только на жизненный уклад страны в целом, но и на культурную сферу. Гласность и отмена цензуры позволили фотографам расширить тематику их фоторабот — и уже не идеализированная картинка, а реальная действительность прямо-таки ворвалась на фотоснимки.

Группа «Непосредственная фотография» была основана фотографом и художником Алексеем Шульгиным в 1987 году в Москве. Участниками группы были Александр Слюсарев, Борис Михайлов, Игорь Мухин, Илья Пиганов, Владислав Ефимов и Сергей Леонтьев. Фотографы не были объединены одним направлением или стилем съемки. Их видение фотографии определяли не идеологические стереотипы, а личностные устремления, в противовес инерции социалистического реализма.

БОРИС МИХАЙЛОВ Без названия. Из серии «Соц-арт». 1981БОРИС МИХАЙЛОВ Без названия
Из серии «Соц-арт». 1981. Источник: artinvestment.ru

Фотографу и художнику Борису Михайлову (род. 1938) известность принесли фотографии в стиле соц-арта. У него есть несколько серий фотографий на тему повседневной жизни людей: «Лурики», «Соц-арт», «Красная серия». После печати он тонировал фотоснимки вручную, в частности красным цветом. У автора этот цвет ассоциировался с советской ментальностью. На снимках Михайлова из частных «портретов» складывалась картина реальной советской жизни. Изначально Борис Михайлов приобрел популярность на Западе: в конце 1980-х интерес западной публики к переменам в советской жизни способствовал продвижению фотографа. В России Михайлов до сих пор не пользуется такой популярностью, вероятно, потому, что в объектив его камеры чаще всего попадают те, кого «добропорядочное общество» предпочитает не замечать, — бомжи, нищие, потерявшие себя и опустившиеся люди.

Тем не менее имя фотографа Михайлова уже вписано в историю русского фотоискусства. В базе аукционных продаж сайта ARTinvestment.RU у Бориса Михайлова зафиксировано 60 сделок; его работы стоят 3–14 тысяч фунтов. В 2007 году на аукционе Phillips de Pury фотография Михайлова «Без названия» из серии «Соц-арт» была продана за 14 400 фунтов. Для сравнения: в 1991 году работа Михайлова «Ребенок» была продана на французском аукционе Binoche за 364 фунта.

АЛЕКСАНДР СЛЮСАРЕВ Окно в старом доме. Лето. 1989АЛЕКСАНДР СЛЮСАРЕВ Окно в старом доме
Лето. 1989. Источник: photographer.ru

Александр Слюсарев (1944–2010), или, как его называли в фотографических кругах, Сан Саныч, пошел другим путем. Он занимался минималистской фотографией. Основой его творческой практики было фрагментарное видение: минимум изображенных линий, поверхностей и форм. Он выделял рамкой кадра какую-либо фрагментарную композицию в пейзаже, укрупнял деталь и превращал ее в смысловой центр изображения. Хотя фотоснимки Слюсарева на аукционах пока не появлялись, они известны и признаны ценителями фотоискусства, поэтому непременно найдут и своего покупателя.

ИГОРЬ МУХИН Молодежь 1985–89ИГОРЬ МУХИН Молодежь 1985–89
Источник: moukhin.ru

Имя фотографа Игоря Мухина (род. 1961) считается знаковым для своей эпохи. Его серия фотоснимков «Молодежь 1985–89» открыто повествует о жизни и интересах поколения 1980-х. Именно он является автором редких кадров, запечатлевших Виктора Цоя, Бориса Гребенщикова и многих других музыкантов советского андеграунда. Фотографии Мухина отражают настроения людей и очень точно характеризуют эпоху. Он продолжает работать в своем стиле: фотосерия о молодом поколении 2000-х не уступает серии о молодежи 1980-х. Ему удается найти героя своего времени. Игорь Мухин принимает активное участие в фотографической жизни; его работы регулярно появляются на различных тематических выставках.

ИЛЬЯ ПИГАНОВ Из серии «Том первый»ИЛЬЯ ПИГАНОВ Из серии «Том первый»
Источник: photographer.ru

Илья Пиганов (род. 1962) не только фотограф, но и дизайнер. На аукционах его произведения стоят около 4000 евро. Наибольшую популярность Пиганову принесла серия фоторабот «Том первый», представляющая собой коллажи из повторяющихся фрагментов авторских фотографий.

ВЛАДИСЛАВ ЕФИМОВ Фрагменты Москвы. 2007ВЛАДИСЛАВ ЕФИМОВ Фрагменты Москвы
2007. Источник: artinvestment.ru

В творчестве Владислава Ефимова (род. 1964) успешно сочетаются самостоятельная работа с камерой в руках и совместные проекты с Аристархом Чернышёвым, первый из которых увидел свет еще в 1996 году. В 2008 году фоторабота Ефимова «Фрагменты Москвы» была продана на аукционе Sotheby’s за 1875 фунтов. В настоящее время Ефимов и А. Чернышёв занимаются мультимедийным искусством.

СЕРГЕЙ ЛЕОНТЬЕВ Из серии «Башня». 2001СЕРГЕЙ ЛЕОНТЬЕВ Из серии «Башня». 2001
Источник: mdf.ru

Сергей Леонтьев (род. 1962) известен серией фотоснимков «Опыты жесткой фотографии» (1988). Серия представляет собой уличную портретную фотосъемку, в которой отрицаются каноны классической фотографии: автор фотографировал прохожих со вспышкой, нарочито не соблюдая ни композиции, ни основных правил фотосъемки.

АЛЕКСЕЙ ШУЛЬГИН Из серии «Чужие фотографии». 1987АЛЕКСЕЙ ШУЛЬГИН Из серии «Чужие фотографии». 1987. Источник: mdf.ru

Славу фотохудожника Алексею Шульгину (род. 1963) принесла серия фотоснимков «Чужие фотографии» (1987), составленная им из анонимных снимков производственного архива 1950–60-х годов и призванная доказать второстепенную роль авторства. Впоследствии организатор и основатель группы отошел от фотографии. В настоящее время Шульгин занимается музыкой и медиаискусством.

Участники группы «Непосредственная фотография» провели три выставки: «Репрезентация» (1987, Объединение «Эрмитаж», Москва), «Фотомост» (1989, Клуб авангардистов, Москва), «100 лет фотографии» (1989, Манеж, Москва). Каждый в своей манере, они стремились аутентично отображать ту жизнь, которая буквально бурлила вокруг них в те годы, и отстаивали свое право на самовыражение. Участники группы рассматривали фотографию как способ «непосредственного» восприятия современного мира и окружающей действительности. Этим и объясняется их название.

Марина Бондаренко, ARTinvestment.ru