Для продолжения работы с сайтом необходимо авторизоваться.
Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то сначала Вам нужно зарегистрироваться.
Полная регистрация    Быстрая регистрация
Для доступа к данному функционалу сайта необходимо пройти полную регистрацию.
Если Вы уже прошли полную регистрацию, то Вам необходимо авторизоваться.
Полная регистрация

Новости

Все новости

Статьи

Все статьи

Блог

Все блоги

Инвестиции в фотографию шестидесятников
28.01.2011

Инвестиции в фотографию шестидесятников

В 1960-х фотография переживает заметный подъем. Рядом со «стариками», работавшими в довоенное время, снимавшими на фронте и в тылу, появляется все больше молодых фотографов, свободных от давления гласных и негласных правил, не скованных жесткими рамками прежних устоев. Они, созвучные времени перемен, свободные в своем творчестве, могут позволить себе бунтарство. Они полны сил и надежды на обновление в обществе. И они готовы свернуть горы ради новой идеи.

В 1957 году вновь стал издаваться журнал «Советское фото». На страницах журнала обсуждались вопросы фотомастерства, в частности отношение к инсценировке во время фотосъемки. Многие фотографы осуждали постановочную фотографию и высказывались за «чистый» репортаж. В работе фотожурналиста это было принципиально.

Ежегодно фотографы показывали свои работы на выставках: «Семилетка в действии», «Наша молодость», «СССР: страна и люди в художественной фотографии». Фотографией интересовались не только профессионалы — общество времен оттепели, особенно молодежь, с волнением, жадно воспринимало все новое, свежее; на фотовыставки приходили увлеченные люди самых разных профессий. Этим и объясняется своего рода «бунт» в фотографии 1960-х.

Чем же отличается поколение шестидесятников? О чем фотографии тех лет? О людях. На смену металлу, огню, технике в фотоискусство приходит тема человека, который живет в советской стране. Созвучные своему времени образы предыдущих десятилетий — часто условные, исключавшие личность и подчеркивающие классовую принадлежность и профессию моделей, — сменяются кадрами повседневной жизни, на которых люди не нарочито статичны, а выглядят живо и непринужденно, снимками детей — обычных мальчиков и девочек, а не будущих строителей коммунизма. Если на кадрах 1930-х годов люди маршируют в колоннах монолитом, то в 1960-х авторы пытаются показать характер человека, его переменчивое настроение, повседневное течение жизни.

Понятие «фотографы-шестидесятники» условно; к ним принято относить мастеров, творивших в конце 1950-х — начале 1980-х годов. Стоит признать, что советские фотографы были лишены знакомства с западной фотографией, не обменивались опытом с зарубежными коллегами, не участвовали в международных выставках. Советская фотография, как и искусство в целом, развивалась самостоятельно, изолированно, в закрытом пространстве. Некоторые видят в этом недостаток. Другие, наоборот, считают, что в этой уникальной направленности русской фотографии и заключается ее преимущество. Русские фотохудожники открывали новые границы; без воздействий извне складывали свое представление о документальной и художественной, репортажной и постановочной фотографии.

Ниже мы очертим круг первых имен, выделим основных новаторов фотографии шестидесятых, а также попытаемся дать базовое понимание того, на что стоит обратить внимание начинающим коллекционерам и инвесторам.

НАУМ ГРАНОВСКИЙ Гостиница «Ленинградская». Паровоз. 1960-еНАУМ ГРАНОВСКИЙ Гостиница «Ленинградская». Паровоз. 1960-е.
Источник: photographer.ru

Выдающийся фотограф Наум Грановский (1910–1984) всю жизнь проработал фоторепортером Фотохроники ТАСС, во время войны был фотокорреспондентом газеты «Тревога». Тематика его фотоснимков — Москва и архитектура города: исторические здания, площади и улицы столицы тридцатых, затем пятидесятых и шестидесятых годов прошлого века. Согласно статистике аукционных продаж базы ARTinvestment.RU, средняя стоимость винтажных (снятых и напечатанных автором в одно время) фоторабот Грановского 1930–50-х годов составляет 1500–5000 фунтов стерлингов. В 2008 году на аукционе Bonhams в Лондоне фотоснимок Грановского «Чайковский, Москва» (1954) ушел за 3360 фунтов стерлингов.

ВАЛЕРИЙ ГЕНДЕ-РОТЕ Софи Лорен. 1965ВАЛЕРИЙ ГЕНДЕ-РОТЕ Софи Лорен. 1965
Источник: mdf.ru

В начале 1960-х годов в фотографию пришло много любителей. Одним из них был Валерий Генде-Роте (1926–2000). Фотографией он увлекался с детства, профессиональное обучение начал с лектория по фоторепортажу при Центральном Доме Журналиста в 1956 году. Генде-Роте работал редактором в журнале «Советское фото» (1957), затем фотокорреспондентом иностранной редакции Фотохроники ТАСС (1959–1968). Он был яростным сторонником репортажного метода съемки, всячески противостоял инсценировкам и осуждал фотографов, отводящих постановке события ведущую роль. В своей автобиографии («Фотобиография», 1978) Генде-Роте пишет: «Редкий режиссер театра или кино затрачивал такое количество человеческого труда, чтобы организовать перед камерой “кусочек жизни” продолжительностью 1/250 секунды». Человек редкого обаяния, всегда расположенный к общению, он и в профессии ценил искренние человеческие чувства и эмоции, поэтому и люди на его фотоснимках естественны и непринужденны. На аукционах работы Генде-Роте пока не появлялись, но их инвестиционный потенциал реализуется через галерейные продажи.

ВАСИЛИЙ ЕГОРОВ А. Н. Косыгин в головном уборе вождя индейского племени. 1971ВАСИЛИЙ ЕГОРОВ А. Н. Косыгин в головном уборе вождя индейского племени. 1971
Источник: lumiere.ru

Настоящим мастером политического репортажа был Василий Егоров (1914–2007). С 1939 по 1996 Егоров проработал в Фотохронике ТАСС (ИТАР-ТАСС), побывал во всех республиках СССР и объездил немало стран. Фоторепортеру политического жанра требуется особое мастерство, чтобы успеть разглядеть и оценить сюжет и сделать хороший снимок, и конечно, профессиональная удача, чтобы использовать зачастую единственный шанс на удачный кадр. Переснять, поменять композицию — нельзя. На снимке А. Н. Косыгина в головном уборе вождя индейского племени можно отметить наблюдательность и хорошее чувство юмора фотографа. В политическом фоторепортаже многие снимки не проходили в печать (в том числе и это фото Косыгина) и сопровождались грифом «НДП», что означало «не для печати». Только спустя годы мы можем ознакомиться с фотографиями тех лет в полном объеме. Согласно базе ARTinvestment.RU, фотоснимки Егорова появлялись на различных аукционах с эстимейтами от 150 до 1000 евро. С максимальным результатом в 220 евро был продан снимок «Фидель Кастро на Украине» на аукционе «Lots Road Auctions» в Лондоне в 2010 году.

ВЛАДИМИР ЛАГРАНЖ Голуби мира. 1962ВЛАДИМИР ЛАГРАНЖ Голуби мира. 1962
Источник: mdf.ru

Фотохудожник оттепели Владимир Лагранж (род. 1939) работал в жанре экономического, социального и политического фоторепортажа. Лагранж показывает нам советскую жизнь со всех сторон, без прикрас. Он более 20 лет (1963–1989) проработал фотокорреспондентом в журнале «Советский Союз». В 1962 году на выставке «Наша молодость» в Будапеште Лагранж был награжден золотой медалью за фотоснимок «Голуби мира». На снимке изображены выпускники московских школ на Красной площади с взлетающими голубями. Царит свобода, счастье и веселье. Голуби как символ мира, и молодежь подобна птицам на взлете. В 1960-е были именно такие настроения: ощущение свободы и радость жизни. Интересную особенность этого кадра подметил фотокритик Михаил Сидлин: девушки и юноши выше стен Кремля. Раньше это было немыслимо.

ИГОРЬ ГНЕВАШЕВ Перекличка времен. 1973ИГОРЬ ГНЕВАШЕВ Перекличка времен. 1973
Источник: lumiere.ru

Фотографу Игорю Гневашеву (род. 1936) известность принесли фоторепортажи со съемочных площадок. С 1966 года Гневашев работал в журнале «Советский экран», с 1973 — в журнале «Советский фильм». Он сотрудничал со многими режиссерами отечественного кино: П. Тодоровским, Л. Гайдаем, Э. Рязановым, С. Бондарчуком, А. Тарковским, Н. Михалковым и другими. Фотография во время съемок кинокартины — самостоятельная тема. Фотоснимки отдельных сцен могут быть использованы в операторских или режиссерских целях. Фотограф может помочь режиссеру иначе взглянуть на эпизод фильма. К примеру, на фотоснимке Игоря Гневашева «Перекличка времен» актер Юрий Яковлев позирует для обложки «Советского экрана». Леониду Гайдаю так понравилась сцена «Иван Грозный слушает Высоцкого», что он тут же решил включить ее в фильм, и прямо на съемочной площадке придумал новый эпизод. Таким образом, находчивость и мастерство фотографа подсказали режиссеру неожиданный ход.

ЮРИЙ АБРАМОЧКИН Рождение балерины. 1966ЮРИЙ АБРАМОЧКИН Рождение балерины. 1966
Источник: lumiere.ru

В объектив Юрия Абрамочкина (род. 1936) попадали лидеры многих стран. С 1961 года он работает в АПН. Абрамочкин всегда мог уловить нужный момент, показать характер человека, поэтому ему нравилось фотографировать после протокольного позирования, когда люди вели себя непринужденно. Фотографии Лагранжа, Гневашева, Абрамочкина пока не участвовали в аукционах, но они продаются в московских галереях.

АНТАНАС СУТКУС На Балтийском море. 1970АНТАНАС СУТКУС На Балтийском море. 1970
Источник: lumiere.ru

Особое явление советской фотографии 1960-х — литовская школа. Каунасский фотоклуб собирал много любителей и профессионалов. Благодаря этому в Литве появилась особая школа фотоискусства. Антанас Суткус, Александр Мацияускас, Альгимантас Кунчус — вот неполный список представителей литовской школы, работы которых стали известны не только в СССР, но и за рубежом. Литовские фотографы показывали сельскую жизнь, сцены из повседневной жизни литовцев без пафоса социалистического реализма. Лирические настроения очень характерны для литовской школы. Это можно назвать особым художественным языком, который отличал их от других советских фотомастеров. В базе ARTinvestment.RU у фотографа Антанаса Суткуса 24 аукционные сделки. Если в 2009-м на аукционах работы Суткуса продавались в диапазоне 500–1700 евро, то в следующем году — от 700 до 2700 евро. Максимальная продажа была зафиксирована на аукционе Sotheby’s в Лондоне в 2009 году: 3500 фунтов стерлингов за лот, включающий 4 снимка со сценами из жизни Вильнюса.

ВИКТОР АХЛОМОВ Юрий Никулин. 1963ВИКТОР АХЛОМОВ Юрий Никулин. 1963
Источник: mdf.ru
ВСЕВОЛОД ТАРАСЕВИЧ Поединок. Из серии «Московский университет». 1963ВСЕВОЛОД ТАРАСЕВИЧ Поединок
Из серии «Московский университет». 1963
Источник: mdf.ru

Во время оттепели появилось много талантливых фотографов, таких как Виктор Ахломов, Всеволод Тарасевич, Александр Птицын, Николай Рахманов, Андрей Князев, Владимир Богданов и многие другие. Ахломов (р. 1938) работал репортером в «Известиях».. Тарасевич (1919–1998) был военным фотокорреспондентом, после войны сотрудничал с журналами «Советский Союз» и «Огонек». В 1963-м Тарасевич стал призером конкурса World Press Photo за фотоснимок «Поединок» из серии «Московский университет». Фотографии Ахломова и Тарасевича на аукционах пока не выставлялись, да и в галереях их работы найти не просто. Но эти авторы — легенды фотографии шестидесятых.

Подводя итог, можно сказать, что в 1960-е годы фотографов более всего волновали поиски новых форм выражения, динамика и построение кадра. С помощью фотографий шестидесятников мы можем увидеть настроение, радости и заботы людей той эпохи и составить полный портрет человека, жившего в Советском Союзе. С инвестиционной точки зрения потенциал фотографий шестидесятников пока не раскрыт. Рынок русской фотографии не сформирован и находится на начальной стадии. Так что у коллекционеров есть хороший шанс относительно недорого выстроить тематическое собрание из снимков шестидесятников (например, знаменитости Советского Союза, спорт в СССР, советское детство и т. д.). На аукционах фотографии шестидесятников можно найти в диапазоне 500–5000 евро. Галерейный уровень цен, как правило, немного ниже и зависит от того, когда напечатан снимок: современные негативу авторские отпечатки (винтаж) встречаются реже, они ценнее и, понятное дело, дороже позднейших и нередко выполненных уже не самим автором отпечатков с давних негативов. В московских галереях коллекционеры могут приобрести как винтажные снимки, так и современную печать с авторских негативов Лагранжа, Генде-Роте, Егорова, Гневашева, Грановского и Абрамочкина в диапазоне от 20 до 80 тысяч рублей.

Марина Бондаренко, Artinvestment.ru